КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В здоровой семье - здоровые дети»
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий
смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с
рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось
осознанное отношение к своему здоровью.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме
воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда
ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а
формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в
которой родился и воспитывался ребенок.
«Здоровье» - это состояние полного физического, психического,
духовного и социального благополучия. А термин «Здоровая семья»
- это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой
присутствует здоровый психологический климат, духовная культура,
материальный достаток. Представление о счастье каждый человек
связывает с семьёй.
Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это - первый
коллектив ребёнка, естественная среда, где закладываются основы
будущей личности и здоровья ребенка. Первые впечатления у ребенка,
связанные с выполнением определенного действия, черпаются из
домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать
и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.
Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни,
отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь
созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни.
Основные компоненты здоровья,
позволяющие при правильном
использовании оставаться нашим
детям здоровыми и жизнерадостными
до глубокой старости.
1. Режим дня - это чередование
различных видов деятельности, отдыха,
сна, питания, пребывания на воздухе,
которое должно соответствовать
возрастным особенностям детей. Домашний режим в выходные должен
соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный
распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт
показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка
изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка
выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без
принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств
поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени,
умение экономить его.
2. Сон. Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития
его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным
болезням.
Укладывайте ребёнка спать в одно и то же время. Придумайте ритуал
засыпания – умывание, чтение на ночь – и старайтесь не изменять ему
никогда. За пару часов до сна ребенок
должен закончить шумные игры.
Спокойное чтение или тихая игра с
игрушками поможет успокоиться и быстро
заснуть.
В спальне должно быть прохладно, темно
и тихо, чтобы ничего не мешало спокойно
заснуть.
Дневной сон – это своего рода
передышка для детского организма. Если
ребенок днем не спит, надо выяснить
причину и постараться ее устранить.
3. Правильное питание.
Рацион ребенка должен
включать все основные группы
продуктов.
- Из мяса предпочтительнее
использовать нежирную
говядину или телятину, курицу
или индейку. Менее полезны
колбасы, сосиски и сардельки.
Субпродукты служат
источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в
питании детей.
- Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие
нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут
оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника,
особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в
рацион лишь изредка.
- Особое место в детском питании занимают молоко и молочные
продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и
витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста
детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной
пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.
- Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара),
некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные
вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти
продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают
возникновение запоров.
- Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные
жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как
приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным
веществам, содержащимся в овощах.
Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не
следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании
продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые,
вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и
запекать блюда в духовом шкафу.
4. Оптимальный двигательный режим в семье. Двигательная
активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения
которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного
включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них
потребность в здоровом образе жизни.
В выходные дни следует больше проводить время на воздухе.
Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом
плане прогулки всей семьей.
Виды двигательной активности в условиях семьи могут быть:
- утренняя гимнастика;
-подвижные игры;
-посещение спортивных кружков;
-музыкально-ритмическая деятельность;
- турпоходы
Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете
терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их,
чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим
настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется
отступить.
5.Закаливание. Закаливание
организма - одно из лучших средств
укрепления здоровья. Задача
закаливания - приучить хрупкий,
растущий организм ребенка
переносить перемены температуры в
окружающей среде. Основными
средствами закаливания детей
являются естественные факторы
природы - воздух, вода, солнце.
Виды закаливания:
- Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с
теплой воды, постепенно снижая температуру.
- Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги
наиболее чувствительны к охлаждению.
- Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, лыжи,
ролики.
6.Соблюдение личной гигиены. Утреннее и вечернее умывание,
чистка зубов, мытье рук перед едой, содержание в чистоте своего тела -
обязательные мероприятия в процессе воспитания гигиенических
навыков.
Для формирования необходимых навыков большое значение
имеют атрибуты гигиены: зубная щетка малыша и зубная паста, пена
для ванны, шампунь и даже мыло в мыльнице. Пусть все эти средства
имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные
дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствующие
проявлению интереса к гигиеническим процедурам.
Привлекайте внимание ребенка к
проведению гигиенических
мероприятий средствами фольклора,
например, перед каждым мытьем рук
или умыванием прочтите малышу
небольшой стишок или потешку:
Знаем, знаем, да, да, да!
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,-
Мы пришли умыться!
7. Положительные эмоции. Ребенку необходим спокойный,
доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните,
стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться –
подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин,
способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись -
помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и
бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен
быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит
настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на
ребенка.
8.Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо
отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает
не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же
по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо
принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь
пагубных для него самого пристрастий. Регулярные физические
упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют
преодолению вредных привычек.
В заключении хотелось бы вам порекомендовать: «Если хочешь
воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья,
иначе некуда его будет вести».